Типы родительского взаимодействия.

Недавно, на улице я невольно стала свидетельницей разговора отца и сыны. Они стояли с рядом на остановке и громко обсуждали волнующую их тему самостоятельности подростка.

Отец уговаривал сына, лет 15, еще немного потерпеть, пока мама сможет понять, что он уже вырос. На что сын резонно возразил: «Мне кажется, что я для нее всегда буду ребенком и в 20 и в 50. Мне недостаточно просто вырасти, что бы мама увидела во мне взрослого. Может быть вам просто нужен новый ребенок, что бы мама его опекала и говорила, что и как делать»?

Я подумала, как часто самостоятельность подростка – это желанное и важное качество для каждого родителя, но при этом требует изменений в поведении и самого родителя. А, так ли мы — родители готовы меняться и менять свои привычные стратегии поведения? И, если меняемся, то способствуют ли эти изменения развитию самостоятельности подростка или наоборот тормозят ее?

В своей работе я, часто, сталкиваюсь с двумя крайними типами взаимодействия родителей и подростков. Первый – когда родители ничего не запрещают своему подросшему дитя, давая право ему самому решать, что хорошо, а что плохо. Второй же тип, когда родители считают свой опыт и свое мнение единственно правильным во всем, что касается жизни подростка, наставляя и поучая его по любому вопросу. И в том и в другом случае родителями движет желание помочь своему ребенку в этот трудный период взросления. Но если в первом случае — это стремление помочь подростку ощутить свободу, почувствовать свою взрослость и самостоятельность, то во втором — желание уберечь ребенка от ненужных ошибок.

Я хочу привести несколько высказываний подростков и молодых людей, чьи родители проповедовали полную свободу или всегда шли на поводу желаний подростка.

Девочка 14 лет говорит о маме, которая выполняет все ее желания: Думаю, что ей на самом деле на меня наплевать, просто она таким образом пытается скрыть, что не любит меня.

Еще одна девочка 17 лет: Иногда, мне кажется, что она вообще не знает, что делать. Она похожа на маленького ребенка, а я должна быть взрослой, и сама во всем разбираться. Меня это бесит и кажется, что я никогда не смогу уйти от нее и начать самостоятельную жизнь.

Молодой человек 27 лет: Родители мне все разрешали, даже деньги на сигареты с 15 лет давали и говорили, что это мой выбор. Я делал ужасные вещи, чтобы только заставить их волноваться обо мне, но мне казалось, что им абсолютно безразлично жив я или нет. Наверное, если бы я решил покончить с собой они бы тоже сказали: «Ну, что же, это твой выбор!»

Поверьте, родители всех этих подростков – очень милые, образованные и желающие добра своим детям, люди. И, позволяя своим детям все, что они хотят, они правда были уверены, что дают им возможность научиться делать выбор и прививают самостоятельность.

Что же касается второго – авторитарного типа поведения родителя, то мы все, кто родился в советское время, в той или иной степени с ним знакомы. На авторитарности было построено наше общество и вся система образования. И, думаю, что каждый в своей жизни встречал достаточно апатичных, пассивных и безвольных взрослых, не способных принимать решения, брать ответственность за свои поступки, потерявших доступ к своим творческим ресурсам и истинным желаниям, выращенных той самой авторитарной системой. Или же тех, кто протестует по любому поводу и готов отстаивать свое право на самостоятельность даже там, где на нее никто не посягает. Задумайтесь, оберегая детей от ошибок, готовы ли вы их лишить радости творчества и чувства свободы в их будущей взрослой жизни?

Конечно, если посмотреть на глубинные пласты такого поведения родителей, то обнаружатся разные причины в каждом отдельном случае. И, зачастую, это страхи и переживания родителей, корни которых лежат в их собственном прошлом. В таком случае хорошо, если родитель, осознав это, решит эти проблемы с помощью специалиста – психолога или психотерапевта. Но, бывает и так, что родители просто не имеют должных знаний о том, как развивается самостоятельность, через какие этапы в этом развитии проходит ребенок и в чем заключается родительское участие на этом пути. Помните, что родительство – это не просто Божий дар, но это и то, чему можно и нужно учиться!

Вероника Петрова